Партнерами проведения круглого стола выступили: Институт металлургии и Институт электрофизики Уральского отделения Российской академии наук, Детский сад № 568, а также Екатеринбургская школа-интернат № 13, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы.
С приветствием к участникам круглого стола обратился Виктор Руденко, председатель УрО РАН:
В этот день с докладами выступили ученые и преподаватели РГППУ, УрО РАН, педагоги школ и детских садов. Они представили свои проекты по развитию инженерного мышления как среди обучающихся вузов, так и в школьной среде и детских садах.
По итогам работы круглого стола его участники отметили, что в России проблеме подготовки высококвалифицированных инженерных кадров уделяется приоритетное внимание. За последние 10 лет было создано немало институтов развития (СколТех, Агентство стратегических инициатив, Федеральные научно-исследовательские и опорные университеты, Университеты «20.35», корпоративные учебные центры), а также программ развития (НТИ – национальная технологическая инициатива, Стратегия НТР РФ, Национальные проекты «Образование», «Цифровая экономика»).
Помимо этого, в Свердловской области разработана и реализуется Комплексная программа «Уральская инженерная школа» на 2015-2035 гг, определен перечень Региональных инновационных площадок Свердловской области, ориентированных на выявление и развитие способностей и талантов у детей и молодежи, в том числе инженерной направленности.
Отметим, что научный центр Российской академии образования на базе РГППУ, выступивший инициатором развития сотрудничества между Российской академией образования, РГППУ и Уральским отделением Российской академии наук, станет системообразующим звеном при реализации заявленных в ходе круглого стола инициатив.
По итогам круглого стола участники выработали следующие рекомендации:
- Создать совместные проекты УроРАН, НЦ РАО РГППУ, РГППУ, УрФУ и других заинтересованных организаций по развитию инженерного мышления и образования в программе деятельности формирующегося Уральского дома ученых.
- Планируется сформировать экспертную группу по систематизации новых форматов научной коллаборации, таких как: научно-просветительский клуб «Менделеевский», научный экополис открытых инноваций, Дом научной коллаборации (ДНК), мастерская-студия «Ligrogame», онлайн-проект «Креатив-парк», научно-образовательный Центр транспрофессиональной инженерной подготовки, научный акселератор.
- Организовать и провести научную секцию «Инновационный потенциал развития инженерного образования» в рамках международной научно-практической конференции «Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании» в мае 2023 г.
- Оказать поддержку развития онлайн-проекта «Креатив-парк». Для этого планируется модернизировать сайт проекта, включить в учебную и научную работу по программам магистратуры РГППУ участие магистрантов в онлайн-проекте «Креатив-парк», сформировать онлайн-видеозал с возможностью открытой трансляции видеолекций, вебинаров, виртуальных мастерских, научных встреч.
- Разработать программу совместного участия в деловой программе «Иннопром-2023».
- Разработать дорожную карту совместных действий по реализации принятых участниками круглого стола рекомендаций по развитию инженерного мышления и образования на 2023–2024 гг.