Форум, организованный Российской академией образования при поддержке Минобрнауки РФ и Минпросвещения РФ, стал пространством открытого диалога между учеными, представителями вузов, колледжей и школ. Особое внимание было уделено актуализации содержания педагогических программ, внедрению цифровых технологий, интеграции искусственного интеллекта в образовательный процесс и пересмотру методологических основ подготовки будущих педагогов. Слова президента РАО Ольги Васильевой, прозвучавшие в видеоприветствии участникам форума, задали общий вектор дискуссий: необходимость консолидации усилий профессионального сообщества для выработки научно обоснованных решений, способных обеспечить опережающее развитие педагогического образования.
Российский государственный профессионально-педагогический университет стал не просто участником, но и активным соорганизатором содержательной части форума. На базе Научного центра РАО в РГППУ прошел круглый стол «Актуальные проблемы подготовки педагогических кадров для системы СПО», в рамках которого ученые университета представили доклады, затрагивающие широкий спектр проблем профессионально-педагогического образования.
Выступление и.о. ректора РГППУ Людмилы Габышевой подчеркнуло ключевую мысль: подготовка педагогов для среднего профессионального образования становится краеугольным камнем в формировании технологического суверенитета страны.
Тематическое наполнение Круглого стола «Актуальные проблемы подготовки педагогических кадров для системы СПО» отразило комплексный и междисциплинарный подход к модернизации педагогического образования в условиях цифровизации, трансформации экономики и усиления роли креативных индустрий.
На круглом столе выступили:
- Людмила Андрюхина, д-р филос. наук, профессор кафедры профессиональной педагогики и психологии — «Конвергентное образование как платформа подготовки педагогических кадров для креативных индустрий».
- Светлана Фоменко, д-р пед. наук, доцент, зав. кафедрой философии, социологии и социальной работы Института гуманитарного и социально-экономического образования —«Исторические и современные формы профессиональной подготовки и адаптации молодого работника в условиях корпоративного образования».
- Сергей Разинков, канд. ист. наук, доцент кафедры документоведения, права, истории и русского языка — «Интеграция инноваций и традиций (обеспечение исторической преемственности) в развитии Российского профессионального образования: на примере анализа наставничества в горнозаводских школах Урала и учебных заведениях профтехобразования XX века — определение оснований для реинноваций в профессионально-педагогическом образовании».
- Ольга Краюхина, канд. пед. наук, доцент, зав. кафедрой креативных индустрий в методике профессионального обучения — «Основные подходы к проектированию содержания подготовки педагогов профессионального обучения в сфере креативных индустрий (на примере креативной индустрии моды)».
- Дмитрий Заводчиков, канд. пед. наук, доцент, зав. кафедрой психологии образования и профессионального развития — «Теоретико-методологические основания и эмпирические исследования профессиональной биографии личности».
- Ксения Федулова, канд. пед. наук, доцент кафедры информационных систем и технологий —«Интеграция педагогического и отраслевого (инженерного) содержания подготовки педагога профессионального обучения в условиях цифровизации образования».
- Анастасия Новосёлова, ст. преподаватель кафедры документоведения, права, истории, и русского языка — «Развитие профессионально-педагогической компетентности педагогов профессиональной школы в условиях дополнительного образования».
- Екатерина Ситникова, аспирант, ассистент кафедры профессиональной педагогики и психологии — «Конвергентное взаимодействие отраслевых партнёров и колледжей как механизм обеспечения практико-ориентированного обучения».
- Антон Лялин, ассистент кафедры инжиниринга и профессионального обучении в машиностроении и металлургии — «Теоретические основы инженерной подготовки в цифровой образовательной экосистеме профессионально-педагогического вуза».
Обсуждаемые темы продемонстрировали научную глубину, практическую направленность и актуальность предложенных решений. По итогам дискуссии были выработаны предложения, направленные на усиление практико-ориентированной подготовки педагогов, развитие индивидуальных траекторий профессионального роста и обновление содержания педагогических программ в соответствии с вызовами времени.
Тематика круглого стола продемонстрировала многопрофильный научный потенциал РГППУ. В своих докладах ученые РГППУ не только раскрыли проблемное поле, но и предложили конкретные решения — от внедрения цифровых платформ до интеграции историко-культурных практик в современные педагогические стратегии.
Форум подтвердил, что РГППУ — это стратегическая научно-образовательная площадка, формирующая педагогическую повестку XXI века. Здесь сосредоточены усилия по соединению традиционных образовательных практик с новыми вызовами, будь то цифровизация, развитие креативных индустрий, инженерное мышление или гуманитарные ценности. Университет последовательно реализует концепцию «педагога будущего» — специалиста, способного не просто адаптироваться, а опережать перемены, задавая вектор развития образовательной системы.
Участие в IV Всероссийском форуме — еще одно подтверждение того, что научно-педагогическая школа РГППУ обладает высоким авторитетом на федеральном уровне, а наработанные модели подготовки кадров становятся основой для тиражирования в других регионах России.
В условиях вызовов, с которыми сталкивается отечественное образование — от нехватки кадров до трансформации индустрий — роль РГППУ как опорного научного и методического центра в сфере профессионально-педагогического образования возрастает. Университет демонстрирует не только способность отвечать на запросы времени, но и формирует устойчивые решения, опираясь на научный подход, междисциплинарность и глубокое понимание социально-экономических процессов. Это делает его важнейшим участником процесса выстраивания новой, суверенной системы педагогического образования в России.